Родителям на заметку

По-современному заикание  называют "логоневроз". Им страдает от 2 до 3% населения России.
Заболевание, как правило, начинается в детском возрасте, причем у мальчиков. Это объясняется тем, что они в отличие от девочек позже начинают говорить, более пугливы, возбудимы и чаще попадают в травмирующие психику ситуации.
ПРИЧИН заболевания множество. 70% заикания дает психотравма. Испуг чаще всего связан с нападением животных и птиц: драчливых петухов, попугаев, собак, кошек, коров, коз, лошадей. Они кусают, царапают, клюют, бодают. Бывает, что при этом физическая травма небольшая, но психическая — огромная и приводит к логоневрозу. Ребенка может напугать и домашний скандал, побои, а то и просто шутка товарищей, братьев или сестер. Страх темноты, одиночества, неуверенность в себе, невыученные уроки, боязнь уколов, кошмарные сны, навеянные просмотром «ужастиков», тоже способствуют заиканию.
Иногда оно связано с травмами мозга и последующими нарушениями иннервации мышц гортани, приводящими к судорожным ее сокращениям. Органические заболевания нервной системы, тяжело протекающая беременность, роды у части детей сказываются на речевом аппарате. Ребенок может начать заикаться после кори, коклюша, воспаления легких, проведенных оперативных вмешательств.
Наследственность — не последний фактор в возникновении логоневроза. Его делят на заикание, быструю и невнятную речь, задержку речевого развития, вегетативную и эмоциональную неустойчивость.
При задержке речевого развития мыслительные процессы опережают небольшой словарный запас ребенка, со временем этот вариант может самостоятельно пройти.
Особо стоит истерическое заикание — при нем шепотная речь, речь наедине с самим собой, пение не нарушены. Как только появляется зритель или иная выгодная для больного ситуация — невыученный урок, желание обратить на себя внимание или вызвать жалость к себе, начинаются шероховатости речи.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста мало обращают внимание на свою речь, чего не скажешь о подростках и юношах, для которых даже незначительный дефект речи может быть поводом для невротических реакций и выработки чувства неполноценности.
Отсюда вытекает целесообразность раннего начала лечения, включая логопедию, рациональную психотерапию, аутотренинг, гипноз, физио- и фармотерапию, фитотерапию, иглоукалывание, занятия с психологом и другие методы. Все они направлены на преодоление патологии речи и пересмотр своего отношения к дефекту. Лечение может быть индивидуальным и групповым.
Иногда практикуется «одномоментный» способ снятия заикания. По мнению врачей-психотерапевтов, он малоэффективен и дает много рецидивов.

Лечат заикание специалисты:

  1. Врачи-психоневрологи, которые назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.
  2. Врачи-психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии для преодоления заикания, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.
  3. Иглотерапевты.
  4. Психологи учат заикающихся общаться в разных жизненных ситуациях.
  5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, говорить плавно и ритмично.
  6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия, включающие закаливание, массаж, физкультуру.

При лечении заикания важную роль играет создание благоприятного   психологического фона, проведение  общеоздоровительных мероприятий. Сюда входят правильный режим дня, рациональное питание, занятия лечебной физкультурой. Важным фактором успешного восстановления речи является благоприятный климат в семье. Следует избегать общения с взрослыми, имеющими речевые нарушения.

Обязательно соблюдать режим дня, даже на выходных. Сон ребенка должен составлять 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Питание должно быть пятиразовым.

Белковосодержащие продукты (рыба, мясо, яйца) лучше давать в первой половине дня, так как белки перевариваются долго. Еда не должна содержать уксус, горчицу, перец. Молочные и растительные продукты лучше употреблять на ужин. Они легко усваиваются и не препятствуют нормальному сну.

В качестве медикаментозных общеукрепляющих средств можно назвать витамины А, В, С, Д, гематоген, препараты железа, фосфора.

Если вы решили, что ребенок должен заниматься спортом, нужно выбрать какой-нибудь один вид и такой, чтобы был связан с правильным дыханием. Лучший способ оздоровления маленьких детей с дефектами речи — ежедневная зарядка, регулярные прогулки на свежем воздухе с включением игровых приемов.

Во время прогулок старайтесь, чтобы ребенок не очень быстро бегал, меньше было игр с элементами соревнования. Спортивные упражнения должны способствовать выработке ритмичного плавного дыхания. Поэтому лучше ходить с ребенком в бассейн, на художественную гимнастику, на лыжах без палок.

Летний отдых имеет немаловажное значение в общей системе оздоровления. Многие родители считают, что поездка на юг к морю хорошо влияет на нервную систему. Однако длительное пребывание на солнце и неумеренные морские купания еще больше возбуждают ослабленных детей. Поэтому маленьким детям лучше проводить лето в привычной для них климатичес­кой зоне — на даче, в деревне.

Назначают ли при заикании лекарства?

Если причина заикания - неврологические нарушения, невролог назначит курс лечения (препараты, улучшающие мозговую активность), и только после этого логопед предложит корректирующую программу. Медикаментозные методы лечения заикания не стоит использовать без серьезных оснований – у них довольно много побочных эффектов. Практика лечения заикания транквилизаторами (например, фенибутом) часто не поддерживается специалистами – такие лекарства вызывают возбудимость, тревожность, и, как все психотропные средства, должны назначаться только при серьезных показаниях и с большой осторожностью. Для снижения беспокойства ребенка врач может предложить легкие успокоительные травы – например, пустырник


Оптимальным методом лечения остается гипноз, проводимый врачом-специалистом. 80% больных излечивается. Вреда от проводимой гипнотерапии не бывает.

Дошкольникам и младшим школьникам гипноз не проводится. С ними работают логопед и психолог, а при необходимости подключается физио- и фитотерапия для укрепления нервной системы. Начиная с 13–14 лет сеансы проводить можно. Их вначале проводят 3 раза в неделю, затем один раз в 7–10 дней с переходом на поддерживающие сеансы один раз в месяц.

Гипноз хорошо сочетается с самовнушением.Формула его такова: «С каждым днем моя речь становится плавной, равномерной, чистой. Страх речи исчезает. Все звуки произношу четко, без запинок. Где бы ни находился, в какой бы ситуации ни был, речь свободная, чистая, ясная. Нервная система и голос укрепляются. Он звучит четко, ясно, без запинок. Я уверен в своей речи. Всегда и везде говорю спокойно и уверенно». Формула повторяется 2–3 раза в день в течение 15–20 минут подряд. В нее можно вводить и другие фразы. Наилучшее время для самовнушения — перед засыпанием и сразу же после пробуждения, находясь еще в постели.

Аутогенная тренировка широко применяется для лечения заикания. В результате систематических занятий можно достичь расслабления артикулярно-голосового аппарата, снять скованность, напряжение в области диафрагмы, ликвидировать волнения и страхи.

Занятия лучше начинать под руководством опытного инструктора. Можно освоить и самостоятельно, но трудно бывает на первых порах добиться релаксации и тепла, на фоне которых проводится самовнушение.

Иглоукалывание тоже дает определенный результат, но только в том случае, если сеансы проводит врач с соответствующей подготовкой.

Фитотерапия не является основным методом лечения, но без нее не обойтись с «расшатанными» нервами. Она показана как взрослым, так и детям. Обязательное консультирование у врача. Дозы для детей  половинные. Здесь можно посоветовать  отвар из смеси  чертополоха и  подмакренника мягкого. Чтобы тонизировать организм, улучшить память, внимание можно применять отвары зверобоя, настойку женьшеня. Сырые овощи также оказывают хорошее воздействие на работоспособность организма, особенно рекомендуют капустный сок. (Все настои и сборы употреблять после консультации с врачом).

Успокаивающим действием обладает смесь из сока калины, капусты, лимона, шиповника, взятые по половине стакана каждого с добавлением в 200 гмеда. Столовую ложку смеси принимают утром и вечером, заедая миндалем или семечками.

Помогает при заикании мумие с медом. 2 г растворяют в 50 г воды и смешивают с 200 г меда. Чайную ложку смеси два раза утром и вечером держат во рту как можно дольше, не глотая.

Ароматические масла тоже нельзя оставить без внимания при лечении логоневроза, но вначале следует проконсультироваться с аллергологом. Для ослабления страхов подойдет масло розы, сандала, базилика, сосны, розмарина, бергамота. Для общего успокоения используется масло герани, полыни, лаванды, чабреца, шалфея. Каплю одного из масел можно нанести на носовой платок и вдыхать аромат три раза в день. Дома воспользуйтесь аромалампой.

Для ванн подойдет комбинация масел или одно из них. Для лучшей эмульгации пять капель масла внесите в половину стакана кефира, тщательно смешайте и вылейте в ванну с температурой воды 38–39 градусов. Длительность процедуры — 15–20 минут, количество — не менее десяти. Перед сном полезно обливание ног соленым раствором (1ст.л соли на1 литр воды. Ежедневно снижать температуру воды на 1 градус)

Музыка также оказывает положительное влияние на состояние ребенка. Перед сном можно использовать классическую музыку («Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена и др.)